Авторы статьи:
Заместитель директора Фонда
В. С. Полосин
Советник по реализации
благотворительных программ
А. В. Петров
Размышления о развитии исламского образования в России
1. Стратегические цели исламского образования в России с позиции государства
Государство способствует развитию исламского образования в России (далее: ИО) и осуществляет партнерство с традиционными религиозными организациями страны, помогает раскрытию религиозными организациями своего общественно полезного потенциала, способствует сохранению межрелигиозного и межнационального мира, способствует сохранению традиционных духовно-нравственных ценностей.
2. Профстандарт и ключевые показатели деятельности организации
Профессиональные цели и обязательные компетенции выпускников исламского образования в России устанавливаются ЦРО мусульман и закрепляются в едином общероссийском основном образовательном стандарте выпускника исламских образовательных учреждений (далее: Основной стандарт ИО). Основной стандарт ИО включает в себя максимально возможные результаты в достижении стратегических и профессиональных целей.
Ключевой показатель деятельности исламских образовательных учреждений определяется посредством коэффициента результативности и коэффициента эффективности.
Общественное мнение мусульман традиционно формируется:
а) вокруг мечети и служителей культа,
б) авторитетных исламских университетов,
в) экстерриториально, вокруг «лидеров общественного мнения»: шейхов, ярких проповедников-ораторов (оратор – по-арабски: хатиб), публицистов, популярных блогеров. С 1970-ых годов важное место занимала проповедь по ТВ, сегодня бесспорно лидирует Интернет, через который также создаются и организации единомышленников по сетевому признаку.
В исламской среде в России сегодня актуальны два основных стандарта ИО:
1) священнослужитель (имам, имам-хатиб, его помощники и т.п.) и
2) теолог (преподаватель, эксперт, медиатор либо потенциальный лидер общественного мнения, теолог-хатиб).
II. Исламское образование для священнослужителей
Обучение имама носит преимущественно вероучительный характер и опирается на традиции, закрепившиеся в народах, издревле проживающих на территории Российской Федерации. Данный вид исламского образования требует государственного лицензирования. Выпускники идут на работу имамами, его помощниками и сотрудниками, занимающимися под руководством имама ритуальной, проповеднической и религиозно-просветительской деятельностью, которая регулируется Федеральным Законом о свободе совести и о религиозных объединениях.
1. Критерии результативности ИО священнослужителя (имама, имама-хатиба)
Критериями результативности исламского образования для подготовки священнослужителя, с позиции государства, выдающего лицензию на ведение образовательной деятельности, являются:
1. Уровень знаний и компетенций не менее 80% от норм Профстандарта.
2. Соответствие уровня профессиональной компетентности и специализации выпускника уровню религиозной среды, в которую он направляется.
3. Умение убедительно воспитывать в верующих осознание своей гражданской идентичности («аль-ватания») и осознание необходимости добрососедского отношения («ат-тасамух») к представителям других религий нашей страны – как изначальных богословских норм ислама.
4. Владение ораторским искусством, умение вести в своем регионе успешную полемику с лицами, пропагандирующими деструктивные идеологии и учения, умение отстаивать стратегические цели ИО (см. часть I) посредством религиозной аргументации.
5. Работодатели – ЦРО мусульман – устанавливают критерии результативности ИО для священнослужителей вероучительного, нормативно-поведенческого и ритуального характера, требуют от выпускников соответствующих знаний и умений.
Все критерии результативности сводятся Советом по исламскому образованию (далее: СИО) по согласованию с ЦРО мусульман в единый общероссийский основной стандарт ИО для священнослужителей.
2. Критерии эффективности ИО священнослужителя (имама, имама-хатиба)
Результативность обусловлена эффективностью подготовки специалиста с учетом количества вложенных в конечный результат ресурсов.
Критерии оценки эффективности ИО для подготовки священнослужителя:
1. Качество подготовки к ведению ритуальной и проповеднической деятельности, включая владение навыками ораторского искусства.
2. Качество подготовки к ведению успешной полемики с представителями деструктивных сект и радикальных течений и организаций.
3. Уровень знания норм законодательства РФ и своего региона, затрагивающих вопросы религии и деятельность религиозных организаций.
4. Уровень знания истории ислама в своем регионе и в целом в России, а также всей истории религии в России.
5. Владение общекультурной и общеполитической терминологией на русском языке.
6. Умение вести административную деятельность.
7. Владение работой в сети Интернет, включая пользование электронными изданиями литературы, и в соцсетях.
8. Владение языками, необходимыми для успешной профессиональной деятельности.
3. Критерии результативности и эффективности образования теолога
В соответствии с государственными требованиями, «область профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу бакалавриата и магистратуры по исламской теологии, включает: систему теологического знания, традиционные духовные ценности общества и человека, исламское теологическое образование, религиозную культуру и философию, сферу государственно-религиозных, межрелигиозных и общественных отношений, практические аспекты религиозной жизни и соответствующую им социальную активность».
«Виды профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники, освоившие программу бакалавриата и магистратуры:
-научно-исследовательская;
-учебно-воспитательная и просветительская;
-социально-практическая;
-экспертно-консультативная;
-представительско-посредническая;
-организационно-управленческая».
Критериями результативности исламского образования теолога являются:
1. Знание теологом вероучения и истории ислама, истории исламских богословских школ и традиций.
2. Знание истории ислама в России, истории, культуры и самобытности народов с мусульманскими традициями, проживающих на территории РФ.
3. Знание истории и сути заблуждений радикальных сект и учений политического ислама.
4. Знание законодательства РФ, касающееся вопросов свободы совести и вероисповедания, государственной политики в отношении религиозных объединений и практики взаимодействия с ними; углубленно – в отношении ислама и мусульманских объединений.
5. Способность давать религиоведческую оценку и проводить религиоведческую экспертизу по исламской литературе, проповедническим и пропагандистским текстам, исламским фильмам и видеороликам.
6. Владение ораторским искусством (хатиб – оратор, пропагандист). Умение заниматься просветительской деятельностью и вести успешную теологическую полемику с лицами, пропагандирующими деструктивные идеологии и учения, умение отстаивать стратегические цели ИО (см. часть I) посредством научной аргументации.
7. Знание приемов вербовки в секты, способов и методов ведения политико-экстремистской, национал-сепаратистской и иной деструктивной пропаганды в религиозной сфере и способов и методов противодействия им.
8. Умение разъяснять посредством теологических аргументов, в том числе, в полемике, общероссийскую гражданскую идентичность («аль-ватания») мусульман и необходимость добрососедского отношения («ат-тасамух») к представителям других религий нашей страны.
9. Умение вести конструктивный диалог и выстраивать партнерские отношения с представителями Русской православной церкви, иудаизма и других традиционных религий в России.
10. Готовность преподавать в светских и в религиозных вузах предметы и дисциплины в области теологии и религиоведения, историю мировых религий и сравнительную теологию, основы духовно-нравственной культуры.
11. Способность представлять российских мусульман на международных научных конференциях и российских конференциях с международным участием, выступать с научными докладами, готовить итоговые документы.
12. Умение применять теологические знания при решении медиаторских задач; готовность практически осуществлять этно-религиозную медиацию, в том числе в конфликтных ситуациях.
13. Способность применять современные коммуникативные технологии, в том числе на иностранных языках, для академического и профессионального взаимодействия.
14. Готовность к работе в сфере взаимодействия государственных организаций с религиозными объединениями.
Критерии эффективности теолога:
1. Уровень знаний и компетенций теолога должен составлять от норм государственных требований.
2. Количество научных и общественно значимых публикаций, не мене 2 для бакалавриата и 5 для магистратуры.
3. Владение языками, необходимыми для успешной реализации пп.1 и 2.
4. Владение общекультурной и общеполитической терминологией на русском языке.
5. Умение вести административную деятельность.
6. Владение работой в сети Интернет, включая пользование электронными изданиями литературы, и в соцсетях.
4. Критерии результативности лицензированного исламского образовательного учреждения
1. ЦРО мусульман устанавливают численность имеющихся вакансий священнослужителей, подают соответствующие заявки в СИО и несут ответственность за трудоустройство по специальности выпускников исламских образовательных учреждений по подготовке религиозного персонала (норма не менее 90%). Заключается трехстороннее соглашение, аналог целевого обучения.
2. Во всех исламских вузах устанавливается процент получивших диплом от числа поступивших на учебу (норма не менее 70%), с последующим 100% трудоустройством по направлению.
Для достижения ключевых показателей образовательной деятельности религиозных исламских вузов необходимо их разделить на три категории:
а) вузы, реализующие теологическое и религиозное образование;
б) вузы, реализующие теологическое образование;
в) вузы, реализующие религиозное образование.
Критерии эффективности для всех категорий исламских вузов:
1. Уровень соответствия учреждения ИО требованиям Рособрнадзора – 100%.
2. Количество выступлений преподавателей и студентов на научных круглых столах, семинарах, общероссийских (в том числе с международным участием) и международных конференциях.
3. Количество научно-образовательных конференций, семинаров, курсов повышения квалификации для имамов и преподавателей и иных актуальных мероприятий, проводимых совместно с органами государственной власти и с ЦРО.
4. Контроль за соответствием РПД задачам преподаваемой дисциплины и степень полноты материала – охват 100%.
5. Контроль за соответствием специальности и профессиональной подготовки преподавателя преподаваемому курсу – в процентах.
6. Контроль за обоснованностью приглашения иностранных специалистов для преподавания: объективное отсутствие отечественных специалистов нужного профиля, необходимость повышения квалификации российских преподавателей и т.п.
7. Контроль за уровнем профессиональной подготовленности российских и иностранных специалистов, а также заключение с ними трудовых договоров только после их согласия дать в полном объеме знания в соответствии с утвержденной по согласованию с ними РПД – 100% охват преподавательского состава. Иностранные специалисты должны заранее получить проекты РПД на арабском или английском языках и согласовать с ученым советом. РПД прилагается к Трудовому договору.
8. Процент наличия в образовательном учреждении учебной литературы на бумажных и электронных носителях.
9. Процент трудоустроенных выпускников не менее 90%.
Критерии оценки вузов, реализующих теологическое образование:
К критериям пункта 2, добавляются следующие критерии:
– Количество научных трудов (монографий) преподавателей и их публикаций в научных журналах (ВАК) – в процентах к установленному нормативу.
– Количество публикаций в научных журналах (ВАК) студентов-магистрантов – в процентах к установленному нормативу.
– Уровень взаимодействия с Академическим сообществом и использования лучших достижений российской академической науки.
– Принятие участие в грантовой деятельности от Минобрнауки РФ (не менее 5% обучающихся бакалавров).
– Количество трудоустроенных выпускников (не менее 80%).
По результатам эффективности деятельности определяется размер финансирования вуза. Изначально необходимо закладывать 85% суммы на закрытие уставной деятельности вуза, а по итогам года выплаты могут быть доведены до 100% или снижены пропорционально не набранным показателям.
В критерий эффективности необходимо включать баллы по каждой позиции, где каждый балл — это определенный процент от суммы.
Для достижения целевого видения вузами должны быть определены 5 стратегических приоритетов на ближайшие 5 лет:
– отбор и воспитание студентов в лучших традициях вуза;
-портфель образовательных программ, готовящих к вызовам будущего;
-международное академическое признание;
-развитие международного бренда;
– сеть успешных выпускников.
5. Критерий эффективности финансовой деятельности исламского вуза
Исходя из затрат на обучение, проживание и материально-техническое обеспечение образовательного процесса в расчете на одного студента, поступившего в исламское образовательное учреждение, устанавливается коэффициент целевого использования полученных средств и оптимального использования материально-технических средств. Данный коэффициент вместе с коэффициентом результативности образовательного учреждения и его выпускников, образует ключевой показатель деятельности исламских образовательного учреждения.
Государство и Фонд не финансирует обучение иностранных граждан.
Критерием успеха вуза является количество выпускников, получивших высокие оценки на выпускных экзаменах и сумевших успешно применять полученные знания на практике. Также важным критерием может стать количество выпускников, устроившихся на работу или продолживших обучение на более высоких уровнях.