Размышления о развитии исламского образования в России

Авторы статьи:

Заместитель директора Фонда

В. С. Полосин

Советник по реализации

благотворительных программ

А. В. Петров

Размышления о развитии исламского образования в России

1. Стратегические цели исламского образования в России с позиции государства

Государство способствует развитию исламского образования в России (далее: ИО) и осуществляет партнерство с традиционными религиозными организациями страны, помогает раскрытию религиозными организациями своего общественно полезного потенциала, способствует сохранению межрелигиозного и межнационального мира, способствует сохранению традиционных духовно-нравственных ценностей.

2. Профстандарт и ключевые показатели деятельности организации

Профессиональные цели и обязательные компетенции выпускников исламского образования в России устанавливаются ЦРО мусульман и закрепляются в едином общероссийском основном образовательном стандарте выпускника исламских образовательных учреждений (далее: Основной стандарт ИО). Основной стандарт ИО включает в себя максимально возможные результаты в достижении стратегических и профессиональных целей.

Ключевой показатель деятельности исламских образовательных учреждений определяется посредством коэффициента результативности и коэффициента эффективности.

Общественное мнение мусульман традиционно формируется:

а) вокруг мечети и служителей культа,

б) авторитетных исламских университетов,

в) экстерриториально, вокруг «лидеров общественного мнения»: шейхов, ярких проповедников-ораторов (оратор – по-арабски: хатиб), публицистов, популярных блогеров. С 1970-ых годов важное место занимала проповедь по ТВ, сегодня бесспорно лидирует Интернет, через который также создаются и организации единомышленников по сетевому признаку.

В исламской среде в России сегодня актуальны два основных стандарта ИО:

1) священнослужитель (имам, имам-хатиб, его помощники и т.п.) и

2) теолог (преподаватель, эксперт, медиатор либо потенциальный лидер общественного мнения, теолог-хатиб).

II. Исламское образование для священнослужителей

Обучение имама носит преимущественно вероучительный характер и опирается на традиции, закрепившиеся в народах, издревле проживающих на территории Российской Федерации. Данный вид исламского образования требует государственного лицензирования.  Выпускники идут на работу имамами, его помощниками и сотрудниками, занимающимися под руководством имама ритуальной, проповеднической и религиозно-просветительской деятельностью, которая регулируется Федеральным Законом о свободе совести и о религиозных объединениях.

1. Критерии результативности ИО священнослужителя (имама, имама-хатиба)

Критериями результативности исламского образования для подготовки священнослужителя, с позиции государства, выдающего лицензию на ведение образовательной деятельности, являются:

1. Уровень знаний и компетенций не менее 80% от норм Профстандарта.

2. Соответствие уровня профессиональной компетентности и специализации выпускника уровню религиозной среды, в которую он направляется. 

3. Умение убедительно воспитывать в верующих осознание своей гражданской идентичности («аль-ватания») и осознание необходимости добрососедского отношения («ат-тасамух») к представителям других религий нашей страны – как изначальных богословских норм ислама.

4. Владение ораторским искусством, умение вести в своем регионе успешную полемику с лицами, пропагандирующими деструктивные идеологии и учения, умение отстаивать стратегические цели ИО (см. часть I) посредством религиозной аргументации.

5. Работодатели – ЦРО мусульман – устанавливают критерии результативности ИО для священнослужителей вероучительного, нормативно-поведенческого и ритуального характера, требуют от выпускников соответствующих знаний и умений.

Все критерии результативности сводятся Советом по исламскому образованию (далее: СИО) по согласованию с ЦРО мусульман в единый общероссийский основной стандарт ИО для священнослужителей.

2. Критерии эффективности ИО священнослужителя (имама, имама-хатиба)

Результативность обусловлена эффективностью подготовки специалиста с учетом количества вложенных в конечный результат ресурсов.

Критерии оценки эффективности ИО для подготовки священнослужителя:

1. Качество подготовки к ведению ритуальной и проповеднической деятельности, включая владение навыками ораторского искусства.

2. Качество подготовки к ведению успешной полемики с представителями деструктивных сект и радикальных течений и организаций.

3. Уровень знания норм законодательства РФ и своего региона, затрагивающих вопросы религии и деятельность религиозных организаций.

4. Уровень знания истории ислама в своем регионе и в целом в России, а также всей истории религии в России.

5. Владение общекультурной и общеполитической терминологией на русском языке.

6. Умение вести административную деятельность.

7. Владение работой в сети Интернет, включая пользование электронными изданиями литературы, и в соцсетях.

8. Владение языками, необходимыми для успешной профессиональной деятельности. 

3. Критерии результативности и эффективности образования теолога

В соответствии с государственными требованиями, «область профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу бакалавриата и магистратуры по исламской теологии, включает: систему теологического знания, традиционные духовные ценности общества и человека, исламское теологическое образование, религиозную культуру и философию, сферу государственно-религиозных, межрелигиозных и общественных отношений, практические аспекты религиозной жизни и соответствующую им социальную активность».

«Виды профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники, освоившие программу бакалавриата и магистратуры:

-научно-исследовательская;

-учебно-воспитательная и просветительская;

-социально-практическая;

-экспертно-консультативная;

-представительско-посредническая;

-организационно-управленческая».

Критериями результативности исламского образования теолога являются:

1. Знание теологом вероучения и истории ислама, истории исламских богословских школ и традиций.

2. Знание истории ислама в России, истории, культуры и самобытности народов с мусульманскими традициями, проживающих на территории РФ.

3. Знание истории и сути заблуждений радикальных сект и учений политического ислама.

4. Знание законодательства РФ, касающееся вопросов свободы совести и вероисповедания, государственной политики в отношении религиозных объединений и практики взаимодействия с ними; углубленно – в отношении ислама и мусульманских объединений.

5. Способность давать религиоведческую оценку и проводить религиоведческую экспертизу по исламской литературе, проповедническим и пропагандистским текстам, исламским фильмам и видеороликам.

6. Владение ораторским искусством (хатиб – оратор, пропагандист). Умение заниматься просветительской деятельностью и вести успешную теологическую полемику с лицами, пропагандирующими деструктивные идеологии и учения, умение отстаивать стратегические цели ИО (см. часть I) посредством научной аргументации.

7. Знание приемов вербовки в секты, способов и методов ведения политико-экстремистской, национал-сепаратистской и иной деструктивной пропаганды в религиозной сфере и способов и методов противодействия им. 

8. Умение разъяснять посредством теологических аргументов, в том числе, в полемике, общероссийскую гражданскую идентичность («аль-ватания») мусульман и необходимость добрососедского отношения («ат-тасамух») к представителям других религий нашей страны.

9. Умение вести конструктивный диалог и выстраивать партнерские отношения с представителями Русской православной церкви, иудаизма и других традиционных религий в России.

10. Готовность преподавать в светских и в религиозных вузах предметы и дисциплины в области теологии и религиоведения, историю мировых религий и сравнительную теологию, основы духовно-нравственной культуры.

11. Способность представлять российских мусульман на международных научных конференциях и российских конференциях с международным участием, выступать с научными докладами, готовить итоговые документы.

12. Умение применять теологические знания при решении медиаторских задач; готовность практически осуществлять этно-религиозную медиацию, в том числе в конфликтных ситуациях.

13. Способность применять современные коммуникативные технологии, в том числе на иностранных языках, для академического и профессионального взаимодействия.

14. Готовность к работе в сфере взаимодействия государственных организаций с религиозными объединениями.

Критерии эффективности теолога:

1. Уровень знаний и компетенций теолога должен составлять от норм государственных требований.

2. Количество научных и общественно значимых публикаций, не мене 2 для бакалавриата и 5 для магистратуры.

3. Владение языками, необходимыми для успешной реализации пп.1 и 2.

4. Владение общекультурной и общеполитической терминологией на русском языке.

5. Умение вести административную деятельность.

6. Владение работой в сети Интернет, включая пользование электронными изданиями литературы, и в соцсетях.

4. Критерии результативности лицензированного исламского образовательного учреждения

1. ЦРО мусульман устанавливают численность имеющихся вакансий священнослужителей, подают соответствующие заявки в СИО и несут ответственность за трудоустройство по специальности выпускников исламских образовательных учреждений по подготовке религиозного персонала (норма не менее 90%). Заключается трехстороннее соглашение, аналог целевого обучения.

2. Во всех исламских вузах устанавливается процент получивших диплом от числа поступивших на учебу (норма не менее 70%), с последующим 100% трудоустройством по направлению.

Для достижения ключевых показателей образовательной деятельности религиозных исламских вузов необходимо их разделить на три категории:

а) вузы, реализующие теологическое и религиозное образование;

б) вузы, реализующие теологическое образование;

в) вузы, реализующие религиозное образование.

Критерии эффективности для всех категорий исламских вузов:

1. Уровень соответствия учреждения ИО требованиям Рособрнадзора – 100%.

2. Количество выступлений преподавателей и студентов на научных круглых столах, семинарах, общероссийских (в том числе с международным участием) и международных конференциях.

3. Количество научно-образовательных конференций, семинаров, курсов повышения квалификации для имамов и преподавателей и иных актуальных мероприятий, проводимых совместно с органами государственной власти и с ЦРО.

4. Контроль за соответствием РПД задачам преподаваемой дисциплины и степень полноты материала – охват 100%.

5. Контроль за соответствием специальности и профессиональной подготовки преподавателя преподаваемому курсу – в процентах.

6. Контроль за обоснованностью приглашения иностранных специалистов для преподавания: объективное отсутствие отечественных специалистов нужного профиля, необходимость повышения квалификации российских преподавателей и т.п.

7. Контроль за уровнем профессиональной подготовленности российских и иностранных специалистов, а также заключение с ними трудовых договоров только после их согласия дать в полном объеме знания в соответствии с утвержденной по согласованию с ними РПД – 100% охват преподавательского состава. Иностранные специалисты должны заранее получить проекты РПД на арабском или английском языках и согласовать с ученым советом. РПД прилагается к Трудовому договору.

8. Процент наличия в образовательном учреждении учебной литературы на бумажных и электронных носителях.

9.  Процент трудоустроенных выпускников не менее 90%.

Критерии оценки вузов, реализующих теологическое образование:

К критериям пункта 2, добавляются следующие критерии:

– Количество научных трудов (монографий) преподавателей и их публикаций в научных журналах (ВАК) – в процентах к установленному нормативу.

– Количество публикаций в научных журналах (ВАК) студентов-магистрантов – в процентах к установленному нормативу.

– Уровень взаимодействия с Академическим сообществом и использования лучших достижений российской академической науки.

–  Принятие участие в грантовой деятельности от Минобрнауки РФ (не менее 5% обучающихся бакалавров).

– Количество трудоустроенных выпускников (не менее 80%).

По результатам эффективности деятельности определяется размер финансирования вуза. Изначально необходимо закладывать 85% суммы на закрытие уставной деятельности вуза, а по итогам года выплаты могут быть доведены до 100% или снижены пропорционально не набранным показателям.

В критерий эффективности необходимо включать баллы по каждой позиции, где каждый балл — это определенный процент от суммы.

Для достижения целевого видения вузами должны быть определены 5 стратегических приоритетов на ближайшие 5 лет:

– отбор и воспитание студентов в лучших традициях вуза;

-портфель образовательных программ, готовящих к вызовам будущего;

-международное академическое признание;

-развитие международного бренда;

– сеть успешных выпускников.

5. Критерий эффективности финансовой деятельности исламского вуза

Исходя из затрат на обучение, проживание и материально-техническое обеспечение образовательного процесса в расчете на одного студента, поступившего в исламское образовательное учреждение, устанавливается коэффициент целевого использования полученных средств и оптимального использования материально-технических средств. Данный коэффициент вместе с коэффициентом результативности образовательного учреждения и его выпускников, образует ключевой показатель деятельности исламских образовательного учреждения. 

Государство и Фонд не финансирует обучение иностранных граждан.

Критерием успеха вуза является количество выпускников, получивших высокие оценки на выпускных экзаменах и сумевших успешно применять полученные знания на практике. Также важным критерием может стать количество выпускников, устроившихся на работу или продолживших обучение на более высоких уровнях.